• 8 (383) 238–03–79
  • 8 (383) 291–04–95

Такое разное папье-маше

Из истории искусства

Предполагается, что термин, означающий на французском «жеваная бумага», появился в Англии примерно в XVIII веке. По легенде, один мастер на бумажной фабрике нанял несколько француженок. Материал для бумажных изделий они создавали непривычным образом – жевали бумагу. 

Однако, сама техника появилась намного раньше на родине бумаги – в Китайской Империи. Еще в III веке до нашей эры мастера династии Хань славились своими изделиями из бумажной массы. В основном это были посуда, шлемы и доспехи. Для прочности они покрывались лаком, поэтому такое обмундирование выдерживало попадание стрел и было легким.

Бумажная лепка довольно быстро распространилась по всему Востоку. В Персии из папье-маше делались предметы для обрядов и ритуалов – саркофаги, ритуальные маски. До Европы оно добралось в середине XVII века. Во Франции из него создавали куклы и игрушки. 

В XIX веке искусство пошло еще дальше, мастера придумали как использовать папье-маше в изготовлении мебели. Вначале собирался деревянный или металлический каркас, который покрывался бумажно-клеевой массой. После высыхания добавлялись роспись, инкрустация и перламутр.

У каждого производителя был свой секретный рецепт папье-маше. Так, некоторые добавляли в массу для лепки чеснок – он должен был отпугивать насекомых. Чесночный запах скрывался корицей или гвоздичным маслом. 

В Россию это искусство пришло при Петре I, однако массовое изготовление предметов из папье-маше началось лишь в конце XIX века. Чаще всего это были миниатюры, покрытые лаком. 

Какие есть виды папье-маше

Есть два способа создать фигуру из бумаги и клея. Самый известный – оклеивание формы-заготовки небольшими кусочками пропитанной в клее или клейстере бумаги. Часто в дело идут старые газеты или плотные салфетки. 

Некоторые используют технику «слоеного теста»: на предварительно подготовленную форму (обернутую пленкой или хорошо промазанную маслом либо вазелином от прилипания клея) приклеиваются смазанные кусочки туалетной бумаги или салфеток, следующий слой делается из газеты, и так чередуется минимум 4-5 раз. Такая слоеность позволяет сделать изделие более легким, не теряя в прочности. Салфетки можно заменить на марлю – она сработает как армирование и фигура станет еще крепче.

Так можно создать театральные декорации, интерьерные украшения и карнавальные маски. В качестве самой доступной формы для объемных изделий часто используются воздушные шарики. 

Другой способ – изготовление однородной массы для лепки. У нее бывает несколько рецептов, но основа одна: мелко измельченная бумага на сутки заливается кипятком, после чего в нее добавляются клей или клейстер, мел, а иногда вазелин и даже гипс. Масса вымешивается по принципу теста, и в результате получается что-то похожее на глину для лепки. Иногда такой состав именуют «бумажной глиной». Более жидкую и пластичную версию можно утрамбовывать в силиконовые и гипсовые молды. 

Когда-то таким образом делали лепнину на внутренних стенах богатых домов. Так что не всегда под золотой краской в старинных домах спрятана резьба. Проще и дешевле было сделать такие элементы из папье-маше.

Назад

^ Наверх